| ||||||
|
| |||||
Духов деньÇинÇе – традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния. Этот земледельческий праздник соответствует русскому празднику, известному под названием «Земля мати именинница» или «Духов день». В старину у чувашей за календарем следили пожилые, умудренные жизненным опытом люди. До появления отрывных календарей чуваши пользовались деревянными солнечными календарями, которые довольно точно показывали месяцы, недели, дни, долготу дня и даже часы и минуты. Когда долгота дня доходила до 17 часов, почтенные старцы объявляли всей деревне, что с такого-то дня начинается ÇинÇе. Он праздновался в течение 12 дней и совпадал со временем со временем цветения ржи. ÇинÇе особыми обрядовыми торжествами не сопровождался. Это скорее даже не праздник, а период отдыха и соблюдения покоя Матери-Земли, которая в это время считалась обремененной спеющим урожаем. В период ÇинÇе строго запрещалось чем-либо беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, вывозить навоз, бросать на землю тяжелое, рубить лес, строить дома, лазить на деревья и строения. Для чувашских крестьян время ÇинÇе было периодом полной бездеятельности. Считалось недопустимым мыться в бане, стирать белье, топить печи в дневное время, ступать на землю босыми ногами или загрязнять землю каким-либо другим путем. Запрещалось также косить траву, рвать цветы, выпалывать сорняки. Чуваши издревле носили белую холщовую, богато вышитую одежду. Только в конце XVIII века, в связи с появлением химических красителей, в чувашский быт начала проникать разноцветная ткань – пестрядь. Старики тщательно оберегали традиции и во время праздников и семейных торжеств, не говоря уже о ÇинÇе, запрещали носить одежду из крашенины и пестряди. Нарушение кем-либо покоя «беременной» земли, по поверьям чувашей, влекло бедствия для всего сельского общества, и поэтому за исполнением запретов следили строго: отбирали подозрительные предметы, могущие послужить орудиями, нарушающими запрет. Если кто-то посмел в дневное время зажечь огонь в очаге, то, заметив это, огонь немедленно заливали водой, на нарушителя налагали штраф, который шел в фонд общественного жертвоприношения чÿк. Осмелившегося появиться на улице в одежде из пестряди или крашенины хватали, волокли к роднику и там обливали водой, выливая на него до 41 ведра, а могли и избить. Нарушение запретов и ограничений якобы вызывало засуху или градобитие. Поэтому суеверные чуваши в случае нарушения кем-нибудь из односельчан традиций непременно старались провести щедрые общественные жертвоприношения и тем самым искупить свои прегрешения перед Матерью-землей. В период соблюдения покоя земли в дневное время запрещалось свистеть или играть на музыкальных инструментах, так как считалось, что это может вызвать сильные ветры, бури и привести к осыпанию урожая. Но в вечернее время эти запреты снимались, и молодежь до утра водила хороводы. А длинными летними днями на завалинках собирались соседи и занимались разным рукоделием. Девушки вышивали, но непременно на белом холсте. Старики вспоминали добрые старые времена, рассказывали детворе сказки, загадывали загадки… Так размеренно проходили дни ÇинÇе. Перед началом страды народ отдыхал, набирался сил к сенокосу и паровой пашне. | ||||||
| ||||||
pase80 - мир мобильных программ Автор сайта |