| ||||||
|
| |||||
ЧукЧÿк – обряд жертвоприношения великому всевышнему Богу (Çÿлти аслă), его семейству и помощникам - духам-хранителям живой и неживой природы, человеческого общества и людей. Само слово «чÿк» многозначно. В определенных случаях оно означает и жертвоприношение, и место совершения такого обряда, и некое божество высшего разряда, а также употребляется как ритуальный возглас, обращенный к Турă. По древним чувашским мифопоэтическим и религиозным представлениям, Вселенная как единое и нераздельное целое представляет собой единство природы, общества и личности. Она якобы, была создана богом Турă с помощью своего брата-близнеца Киремет. Однако после сотворения Вселенной Киремет попал под воздействие зла и был изгнан Турă из верхнего мира. Всевышний Турă прилагает усилия к тому, чтобы содержать все три составные части Вселенной в постоянной взаимной гармонии, а дьявол с помощью прислуживающих ему злых сил всячески старается подбить человека на неблаговидные дела, нарушающие в конечном итоге вселенскую гармонию. Тогда Турă посылает кого-нибудь из своих прислужников, чтобы наказать человека и наставить на путь истинный. Все обряды и ритуалы древне-чувашского быта направлены на поддержание постоянного мирового порядка или на восстановление нарушенной гармонии. Личность была в ответе перед обществом, общество – перед природой и Турă. Механизм поддержания вселенской гармонии осуществляется путем жертвоприношений. Личность, под подстрекательством дьявола нарушившая общественный порядок, должна была жертвоприношением искупить свою вину перед Турă, иначе ее неблаговидные дела могли привести к гибели общества, что, в свою очередь, вызвало бы разрушение Вселенной. Нарушение вселенской гармонии всегда осуществляется снизу вверх, со стороны личности, а восстановление порядка – сверху вниз, со стороны Турă. В тех случаях, когда провинилась личность, совершались частные жертвоприношения.
Кроме них у чувашей были и большие чÿк – календарно приуроченные общественные жертвоприношения, совершавшиеся всем обществом. Язычники ежегодно в период созревания хлебов совершали мăн чÿк, или аслă чÿк – большое жертвоприношение; кĕÇĕн чÿк – малое жертвоприношение, которое также называлось и уй чÿкĕ – полевое жертвоприношение, и Çумăр чÿкĕ – жертвоприношение для испрашивания дождя. Эти большие жертвоприношения совершались от имени всех сельчан и были направлены на обеспечение общественного благополучия, на поддержание общественной и вселенской гармонии. В связи с усилением христианского просвещения разорительные для народа большие жертвоприношения приходили в забвение, их стали проводить реже, и три вида чÿк во многих местах слились в один. В период действия обычая общественных жертвоприношений они проводились регулярно, причем на аслă чÿк собирались в материнскую деревню хотя бы раз в несколько лет жители всех дочерних деревень. День для проведения аслă чÿк назначали на сельском сходе старейшины общины. Там также производилась раскладка расходов на покупку жертвенных животных по дворам. Жертвенных животных могли выделить богатые семьи, но ни в коем случае не торговались. В жертву приносили жеребенка, бычка, барана, несколько гусей или уток. Масть и пол животных чередовались: один год приносили животных белой, а другой – черной масти. Место для жертвоприношений было традиционным, обычно для этого выбирали поляну в лесу, на краю оврага с родниковой водой. В назначенный день наиболее почитаемые и знающие обряд старики и с ними еще несколько десятков человек отправляются на жертвенное место (чÿк вырăнĕ). Они берут с собой все необходимое, начиная жертвенными животными и кончая дровами и посудой. На месте жертвоприношения старейшины устанавливают козлы и навешивают на них большие бронзовые котлы (туй хуран), наливают в них воду, подкладывают дрова. Один из наиболее сведущих стариков выделяется в качестве жреца. Он с соблюдением всех необходимых обрядов первым приносит воду из родника, первым наливает во все котлы немного воды из своего котла, а остальные доливают. К этому времени к жертвенному месту собираются все домохозяева деревни. Жрец жестом руки призывает всех к молитве и первым падает на колени, все остальные следуют его примеру, и начинается молитва. В молитве перечисляются все прегрешения, которые могли они совершить перед Вселенной и всевышним богом Тура, все беззакония и постигшие за них наказания в виде болезней, засухи, градобития и т. п. Затем испрашивается прощение грехов и отвращение от них гнева Тура, перечисляется, кому из сонма богов какая жертва приносится. В заключение молитвы испрашивается благополучие всему обществу, всем жителям деревни от стара до мала, богатый урожай, приплод скота, удача в пчеловодстве, охоте, торговле, в мирских делах и т. д. После завершения молитвы начинается ритуальное обливание жертвенных животных. Жрец начинает лить воду на голову животного и при этом произносит молитвенные слова, которые обычно завершаются выражением "Çырлах, Турă!" - "Помилуй, Боже!" Если при этом животное отряхнется, это считается добрым знаком: дескать, жертва угодна богам. Такое животное после произнесения соответствующей молитвы тут же закалывают. Ритуал обливания проводится с каждым животным по отдельности, начиная с жеребенка, в убывающем порядке. После заклания животных свежуют, мясо и внутренности раскладывают по отдельности в разные котлы. Завершив свежевание животных, руководящий обрядом жертвоприношения старец снова приступает к молитве, все присутствующие молятся вслед за ним. После завершения молитвенных речей он высекает из кремня огонь, подносит горящий трут под первый котел и зажигает жертвенный огонь. Когда дрова разгорятся, помощники разносят огонь под другие котлы. Сварившееся мясо вынимают и кладут на большие деревянные блюда (чара), а на мясном бульоне начинают готовить жертвенную кашу... Раздав всем мяса и каши, старейшина снова встает на колени и начинает молиться, а остальные повторяют за ним. Таким образом молятся до трех раз. Сначала - перед живыми животными - молятся за Вселенную, во второй раз - перед целыми тушами животных - за общество и наконец - перед розданной жертвенной пищей - за личности, то есть людей. Жертвенная пища во всех случаях бывает двух родов - животного и растительного происхождения. Это значит, что моление совершается как за растительный мир, так и за животный. Как правило, в жертву приносится три вида животных и водоплавающая птица (гусь, утка), что также имеет свой смысл. Лошадь предназначается всевышнему богу Турă, обитающему в верхнем мире, бык жертвуется посредникам между богом и людьми, баран является жертвой в честь духов-хранителей природных объектов, а водоплавающая птица - в честь духов подземного, водного мира. Эта иерархия богов и духов и соответствующая субординация жертвенных животных довольно четко проявляется в порядке жертвоприношения и молитвенных текстах. После завершения третьей молитвы выполняющий функции жреца старец берет голову лошади и бросает в огонь первого костра, его помощники сжигают по очереди головы других животных. Шкуры жертвенных животных, снятые вместе с конечностями, растягивают на длинном шесте и прислоняют к дереву. Вкушать- жертвенную пищу опять-таки начинает руководитель обряда, его примеру следуют другие старцы и пожилые люди, и только под самый конец - молодые люди, мальчики. Вообще у чувашей младший по возрасту или положению никогда не прикасался к пище раньше старших. После трапезы остатки жертвенной пищи обычно разносили по домам, но наиболее древние источники свидетельствуют, что ее сжигали - это символизировало передачу ее через огонь божествам. Уй чÿкĕ - полевое моление - жертвоприношение в поле с целью испрашивания у духов земли урожая - совершалось, как правило, через неделю после асла чÿк в специально отведенном для этого месте. Место выбиралось среди полей в какой-нибудь лощине, поросшей лесом. Обрядовая сторона проведения уй чÿкĕ мало чем отличается от асла чÿк. Для жертвоприношения духам земли обычно отбирались животные менее ценные, довольствовались одним бычком или бараном, а ритуалы и молитвы были несколько упрощенными и менее торжественными. В позднем варианте малые чÿк проводились каждым домовладельцем отдельно на своем загоне или даже дома. Çумăр чÿкĕ - жертвоприношение духам природных стихий: тепла, засухи, ветра, дождя, града и т. п. - с просьбой дать благоприятную для урожая погоду. В более позднее время этот обряд в основном совершали молодые люди и дети. Его также проводили ровно через неделю после уй чÿкĕ, но непременно у реки. Перед началом Çумăр чÿкĕ ребята собирают по дворам понемножку крупы, масла, молока, яиц и отправляются к реке или пруду. Туда же приносят несколько жертвенных бронзовых котлов, разводят огонь и варят ритуальную кашу и молочную похлебку с яйцами. Скорлупу от яиц надевают на прутики и втыкают вдоль реки. К этим прутьям привязывают живых воробьев, поэтому иногда обряд называют ÇерÇи чÿкĕ, что значит "воробьиное жертвоприношение".
Когда каша поспевает, к молодежи присоединяются несколько пожилых людей, они пекут ритуальные лепешки (сăмсаллă-кă-вапаллă пашалу), юсманы и совершают молитвы. После этого начинается ритуальная трапеза. К этому времени у воды собирается с ведрами молодежь всей деревни. После трапезы все -как ребята, так и девушки - прямо в одежде бросаются в реку. Некоторых заталкивают в воду силком или бросают с берега. Из воды все выходят мокрые до нитки. Каждый набирает в ведро воды и отправляется по селу, обливая всех встречных. Взаимное обливание водой продолжается до вечера. Никто не вправе противиться обливанию, так как считается, что это может привести к засухе. Множество ребят с ведрами, полными воды, бегают в этот день по улицам, иногда даже забегают в дома и обливают спрятавшихся хозяев. Обычно Çумăр чÿкĕ приходился на самый засушливый период лета; считалось, что массовое обливание водой может способствовать скорому появлению дождей. Обряды жертвоприношения были весьма обременительны для народа, и в связи с ухудшением экономических условий они постепенно упрощались, теряли многие первоначальные черты. Искоренению жертвоприношений немало способствовала и борьба церкви с язычеством. В результате всего этого многие чрезвычайно интересные в культурно-историческом отношении компоненты чÿк были утрачены уже к началу прошлого века. Этнографические записи XIX - начала XX веков весьма фрагментарны и противоречивы. Неоднозначны и выводы исследователей XX века. Тем не менее, на основе многочисленных архивных источников и полевых материалов удается восстановить чрезвычайно важные для понимания чувашского мировоззрения факты. В последние годы в печати начали появляться интересные факты о совершении некоторых фрагментов чÿк в разных частях чувашской территории. Их надо тщательно зафиксировать для науки. Здесь неоценимую помощь могут оказать учащиеся школ. Кому, как не им, раскроют бабушки и дедушки секреты таких, теперь уже ставших непонятными, общественных обрядов!
| ||||||
| ||||||
pase80 - мир мобильных программ Автор сайта |