| ||||||
|
| |||||
УявУяв - весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов. Слово уяв буквально означает "соблюдение" (от уя "блюсти"). Первоначально это слово означало просто соблюдение традиционной обрядовой жизни, в позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество.
В разных местах слово уяв имеет различные оттенки значения, да и сами молодежные увеселения проводятся по-разному. Верховые чуваши проводили уяв в промежутке между мăнкун и Çимĕк. Молодежные игрища и хороводы здесь начинались через неделю после мăнкун. Во время уяв молодежь вечерами собиралась за околицей и устраивала хороводы с танцами, плясками, играми. В это время обычно молодые парни ближе знакомились со своими избранницами. К концу XIX века сезонные молодежные хороводы у верховых чувашей стали исчезать. Средненизовые чуваши в уяв обычно проводили большие общеродовые игрища. В определенный день в материнскую деревню собиралась молодежь со всех дочерних деревень. Рядом с каждой материнской деревней на лугу, около рощи или на лесной поляне, было постоянное место для проведения сборищ молодежи, которые назывались или просто вăйă - "игрища", или же пухă, тапă - "сбор, собрание". Ко дню тапă или вăйă на таком месте устраивалась скамья для музыкантов. В безлесных местах около скамейки вкапывали несколько свежесрубленных деревьев и украшали их разноцветными лентами. Ближе к полудню к этому месту собиралась молодежь. Приезжали также торговцы сладостями, мелким товаром, игрушками. Весь день до позднего вечера на площадке играла музыка. Музыканты, собравшиеся со всей округи, играли по очереди. Одновременно выступали несколько скрипачей, пузыристов, гусляров, гармонистов, барабанщиков-ударников. Вокруг этого большого оркестра всегда толпились ребята, которые подыгрывали на деревянных свирелях, металлических и глиняных свистульках, металлических треугольниках. Девушки устраивались полукругом по обе стороны оркестра. Восточный сектор круга оставался открытым. В центре круга постоянно отплясывали парни, приглашая девушек по очереди на танец... Другая часть молодежи немного в сторонке водила хороводы. Иногда представители каждой деревни устраивали свои круги, и деревня с деревней соревновалась в мастерстве пения и удальстве танцев. Проводились также спортивные соревнования и веселые шуточные состязания. Такие большие общеродовые сборы молодежи проводились только раз в году и непременно в материнской деревне. Позднее эти игрища стали приурочивать к престольным праздникам своей приходской церкви, а в ряде мест они слились с акатуем. [Еще фото...] Низовые чуваши уяв начинали в день семика и праздновали до Петрова дня. Взрослое население в это время соблюдало ÇинÇе(обряд бережения земли) и воздерживалось от каких бы то ни было работ. Молодежь сразу же после "проводов усопших" начинала водить хороводы. В троицын день парни и девушки собирались по улицам в группы и шли на центральную площадь села. Каждая улица шла со своими песнями. Со6равшись на центральной площади, молодежь по давно установленному маршруту с песнями уходила в лес к востоку от деревни. В лесу девушки пели приуроченные к такому случаю песни, собирали цветы, плели венки. Парни в это время выбирали подходящее дерево. Когда дерево было выбрано, вокруг него девушки и парни водили хоровод. Девушки украшали это дерево цветами, венками и лентами. Затем дерево срубали, приносили в деревню и устанавливали на традиционное место проведения игрищ и хороводов. По пути в деревню девушки гадали на венках. Около речки бросали венки в воду и смотрели, в какую сторону они поплывут. Венки, якобы, указывали на ту сторону, куда девушке предстояло идти замуж. Если венок тонул, то это предвещало разлуку и даже смерть. Хороводы обычно проводили на околице деревни. Для этого выбирали высокое место. На вершине холма устанавливали дерево и вокруг него водили хороводы. В период уява хороводы водили каждый день с утра до позднего вечера. Вечерами под деревом жгли костры, и вокруг них кружились несколько кругов. Особенно торжественно проводили хороводы по пятницам и воскресеньям. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось. В фольклорных записях имеется несколько сотен хороводных и не меньшее число игровых песен. Каждой песне соответствовали свой рисунок движения, свои правила игры. Часто на эти хороводы приходила молодежь из соседних деревень - со своими песнями и играми. Таким образом, репертуар песен и игр постоянно пополнялся. Парни и девушки во время уява встречались друг с другом, здесь они находили суженных. Приходили на хороводы и взрослые, и дети. Старики рассказывали о хороводах их молодости, напоминали старые песни и игры, а молодежь быстро их подхватывала. И почти уже забытая песня вновь начинала жить.
Чувашские хороводы представляют собой прекрасное, завораживающие зрелище. Многие русские и иностранные путешественники оставили восторженные описания чувашских молодежных праздников. Вот что писал Н. Г. Гарин-Михайловский в очерках под названием “ В сутолоке провинциальной жизни “: « Подойдя, девушки взялись за руки составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение и зрелище, какое я никогда не видал. То есть я видел на сцене, в балете, в опере. Но это был ни балет и ни опера, а жизнь. Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота, одна за спиной другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо передвигали другую ногу. На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой – здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых весталок… Что оперы, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут они эту песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни? Разве можно выдумать такую песню?.. Когда образовывался круг, двое, разорвав его, отвели каждая в свою сторону концы круга, и все сразу опустились на землю. Они не то встали на колени, не то сели совсем. И вся эта гирлянда белых и красных цветов, все эти молодые глаза так ласково, непринужденно и приветливо смотрели на меня. Унижения не было и следа – они только приветствовали меня, чужестранца. Так две тысячи лет тому назад, может быть, слушал какой-нибудь путник, в честь которого пели девушки, - путник, который попал на их и свой праздник. Так мог стоять и мой предок. И, заколдованный песней, я видел теперь то, что скрыто от смертных… Я пришел в себя и в ответ на их поклон снял свою шляпу и, от всей души, проникнутый и приветом, уважением и признательностью, поклонился им. Я уехал, но долго ещё перед моими глазами стоял нарядный луг с толпой языческих девушек, я всё слышал их песнь, и напев её в моей душе так нежно звучал, что, право, я не припомню, захватывало ли когда-либо что-нибудь так сильно, как эта промелькнувшая картина из давно забытой эпохи человеческой жизни ». С наступлением Петрова дня (питрав) молодежные праздники завершались. Начиналась горячая пора: сенокос, паровая пашня, уборка урожая. Тут уж было не до хороводов, хотя при каждом удобном случае молодежь собиралась вечерами в увеселениях и играх. В Петров день вся деревня собиралась на последний прощальный хоровод. Поздно ночью провожали уяв, все выходили на западную окраину деревни и вокруг прощального костра водили последний в этом году хоровод. В полночь молодежь с песнями и музыкой уносило из деревни праздничное дерево на кладбище. С кладбища уже возвращались без песен. Были специальные песни, посвященные началу и завершению уява. Примером песни проводов уява является «Журавушка» ("Тăрна") в обработке Ф. П. Павлова. После торжественных проводов уява хороводные песни уже не исполнялись. Наступала страдная пора. Наступало время обрядов, связанных с нелегким трудом и заботами земледельца.
| ||||||
| ||||||
pase80 - мир мобильных программ Автор сайта |